Главная > Город Тверь, Культурный слой > С ее стихами шли в бой!

С ее стихами шли в бой!

В Тверском ТЮЗе прошла премьера нового спектакля. В спектакле задействована всего одна актриса – Ангелина Аладова.

Моноспектакль всегда является проверкой на прочность и профессиональную состоятельность, а Ангелина актриса молодая, как, впрочем, и режиссер спектакля Алексей Пучков. А тут еще затронута личность поэтессы Ольги Берггольц, которую сегодняшняя молодежь, при всем моем уважении к молодым, скорее всего, не знает. Как ребята решились на такую постановку? Об этом и многом другом мне рассказал режиссер спектакля Алексей Пучков.

– Алексей, почему именно Берггольц? Ее стихов даже в школьной программе нет. Когда вы решали ставить эту пьесу, думали об этом?
– Именно потому мы ее и ставим. И делаем это своевременно. Сейчас, когда нашу историю на Западе хотят переписать, воспоминания поэтессы глубоко актуальны для молодежи. На самом деле молодежь у нас очень разная. Так получилось, что у меня была возможность поговорить с ребятами разных возрастов. Кто-то действительно не знает, что есть такая поэтесса Ольга Берггольц. Но когда я начинал рассказывать факты ее биографии, им сразу становилось интересно.
Идея создания спектакля или вообще какого-то проекта витала давно. Мы с Ангелиной Аладовой, моей женой, учились в Санкт-Петербурге, а Ангелина вообще коренная петербурженка, поэтому тема блокады Ленинграда нам особенно близка. Плюс ко всему в этом году – юбилей прорыва блокады Ленинграда.
Материал предложила Ангелина. Как-то, отдыхая у бабушки на даче, она наткнулась в библиотеке на сборник стихов Ольги Берггольц. Она вдохновилась этими стихами и уже на 23 февраля подарила мне «Блокадный дневник» поэтессы, что побудило меня скорее погружаться в материал. Я стал изучать ее творчество и биографию. А одно письмо, полученное Ольгой Федоровной после прорыва блокады, меня потрясло.
Вот кусочек из него:
«И вот только что, полчаса назад, получила письмо — оттуда же, от одного своего читателя, лейтенанта Рысова (это тот, который просил выслать ему поэму, так как она попала в «число боевых потерь»). На этом письме стоит дата — 12.01.1943 года, 5.15 утра. Это за три часа до начала штурма немецкой линии обороны, когда уже был получен приказ — «прорвать блокаду» и наши войска готовились начать бой. Рысов пишет: «Уважаемая Ольга Берггольц… Примите ж мою душевную благодарность за Вашу любезность, за Вашу помощь, которую я получил, в бессчетный раз перечитывая Ваши стихи и поэмы… Спасибо, большое спасибо, уважаемая товарищ Берггольц!»
Ты понимаешь, командир готовился к бою за освобождение Ленинграда, они должны были начать с рассветом, пойти на прорыв, и вот он готовился сказать перед атакой слово — и это были мои стихи. Верно — это даже покрепче залпов с цитатами? Ведь этим можно гордиться, да, Муська?»
Понимаете, с ее стихами шли в бой и умирали за Родину.
Письмо Владимира Рысова запало в душу. Мы через сайт «Бессмертного полка» стали его искать. Оказалось, что, к счастью, он во время прорыва не погиб и прожил долгую и, нужно надеяться, счастливую жизнь. Связались с возможными родственниками. Нам ответили, что действительно эта история могла произойти. Для окончательной уверенности нужно еще покопаться в архивах.
Мы долго шли к осуществлению своей идеи, но все сложилось только здесь, в Тверском ТЮЗе.
Подтверждение тому, что история Ольги Берггольц будет интересна многим, я получил еще тогда, когда служил в армии, куда попал сразу после окончания театрального вуза. Служил я в трех частях, одна из которых оказалась вполне творческой. Это был ансамбль песни и пляски Западного военного округа. Мы выезжали с концертами. Как-то, во время танкового биатлона в подмосковном Алабино, нам был дан приказ выступить на учениях в полях. Обстановка царила почти военная. Рядом танки грохочут, пулеметы строчат. И тут я начинаю читать военные стихи. Глаза слушающих меня солдат поразили! Я тогда понял важную вещь: там, где строчат пулеметы и гремят взрывы, человек нуждается в поэзии и музыке!
– А за какие заслуги молодым актерам разрешили самостоятельную постановку спектакля?
– Это не наша заслуга, а скорее директора ТЮЗа Александра Бахарева. В начале сезона он обратился ко всей труппе с предложением поставить моноспектакли. Очень мудрое решение. В стране множество фестивалей, которые рассчитаны именно на такие спектакли. Они очень мобильны, поэтому с ними проще гастролировать.
– У вас есть опыт режиссера?
– Каждый актер немножко режиссер. И потом, у нас в труппе есть целая плеяда замечательных актеров, к которым всегда можно обратиться за советом. Александр Романов, Александр Евдокимов всегда охотно помогают молодежи. А когда ты живешь этой идеей, делать все гораздо легче. Верю, что у нас все получится.
Андрей РОЗОВ

  1. Пока что нет комментариев.
  1. Пока что нет уведомлений.