Главная > Из дальних странствий, Калининский район > Таиланд глазами калининцев

Таиланд глазами калининцев

Таи 1Своими впечатлениями от самого запоминающегося в жизни отпуска с читателями «ЛЗ» делятся главврач Калининской ЦРКБ Александр Харченко и его спутница Екатерина Донцова. Текст  — Екатерины Донцовой.

Таиланд (Самуи) случился с нами впервые. Хотели посмотреть на то место, куда свободные московские и прочие фрилансеры отбывают пачками, ибо там хорошо… Стандартный «райский» набор: спокойно, размеренно, солнце, море, песок, фрукты, морепродукты… И все!
Мы сняли домик на берегу океана далеко от туристических мест на пляже Банг-По. Два соседа: оба европейцы с туземными женами. Надо сказать, что домик этот обошелся нам совсем не дорого, хотя, если бы снимали жилье на более продолжительное время – вышло бы совсем копеечно. Домик не большой по нашим меркам, но что нам еще надо? Кухня, ванна, спальня и прекрасная терраса с качельками. Пляж у нас в 50, нет, в 10 шагах от дома, а уж если бежать купаться вприпрыжку, то вообще за порогом.
Приехав, мы сразу взяли в аренду скутер. Без него тут никак. Тут же поехали кататься в поисках магазина с едой и промокли до нитки. Тропический душ и тропический дождь, как оказалось, не одно и то же. Магазины в округе несколько разочаровали, из еды в них только хлеб и местный «Доширак», который тайцы едят тоннами. Зато нашелся очень вкусный и недорогой туземный виски Hong Thong, представляющий из себя нечто среднее между виски и бренди. Сразу было решено прихватить с собой домой парочку-троечек бутылок.
Телевизора у нас в домике нет, и в этом счастье. Дома привыкаешь автоматически включать «ящик» без особой надобности, просто для фона. А тут: фоном служит тишина, шум прибоя, пение птиц и стрекотание цикад. Хочу сказать, что я не влюбилась в Самуи с первого взгляда, как многие пишут, но что я буду делать, вернувшись, без этого фона?
Теперь по порядку. Самуи – грязный! Первое, что бросилось в глаза, – это привычная российскому глазу свалка мусорка. В этом смысле тайцы устроены, как мы. На территории отелей, конечно, все чисто, даже почти стерильно, но вовне – это просто мусорка. Как потом выяснилось – тайская философичность вполне позволяет им жить таким образом и не замечать окружающего.
На острове надо распространять номера «ЕКХ», поскольку все действительно ездят как хотят. Во-первых, движение левостороннее, чуждое нашему пониманию. Переходя дорогу, вечно смотрим не туда, потом отпрыгиваем от надвигающегося с правой стороны транспорта. В первый день с непривычки чуть не врезались во встречный автомобиль, однако благодаря тому, что скорость движения в городе не превышает 45 км/ч, нам повезло разъехаться. Полицейская машина притормозила, заметила, что ДТП не произошло, поехала дальше. Скутеры и мотобайки снуют туда-сюда, не разбирая направления движения. На байках ездят даже впятером, возят всякую снедь. Наблюдала, как старушка вывезла из местного Metro полную тележку с горкой, достала карабинчики, мешочки, веревочки… Навешала все на мотобайк, преспокойно уселась на него и укатила. Под конец мы тоже научились развешивать на байке пакеты и котомки.
Встретили наших туристов, которые возили на байке помимо себя еще и двух малолетних детей. Причем ездили они в горы, хорошо хоть спускаться ума хватило на попутке. Основная машина на острове – это пикап. Представьте – пикап и в кузове человек 15 работников. Наши сотрудники ГИБДД, находясь на отдыхе на Самуи, исходят слюной, глядя на все это дорожное безобразие. Никто не пристегнут, все сигналят как полоумные, ездят без шлемов, висят на подножках грузовиков… Сколько несобранных штрафов?! Бензин тут продают в бутылках из-под виски. Забавные такие прилавки вдоль дорог: продают разноцветную мутную жидкость от бледно-зеленого до ярко-оранжевого цвета. О составе даже и думать не хочу, но наш мотобайк не жаловался и вполне резво бегал.
Как-то возвращались поздно ночью из гостей, ехали с юга острова на наш север, и никого! Тишина и покой, ни одной живой души, ни одной встречной или попутной машины. А между тем в туристическом Чавенге в это время ловили обкурившихся водителей. Повезло нам: и не обкурились, и не попались.
Вообще Самуи, пусти сюда наши контролирующие органы, просто рай. По островным учреждениям явно плачут наши Роспотребнадзор и Горэлектро. Улицы просто опутаны телекоммуникационными проводами, безумные узлы скруток висят с каждого столба. И как они в них разбираются? Загадка! А если пустить сотрудников санэпидстанции вечерами на Walking Street, то их просто хватит удар. На каждом квадратном метре размещается макашница. Что такое макашница, понять не сложно: это телега на колесах, развозящая всякую разную еду. Как правило, на телеге стоит газовая горелка, и готовят прямо на месте. Обычно у макашниц есть своя узкая направленность: фруктовые, сладкие, макашницы с вермишелями, всякими шпажками, рыбными шариками, суши, куриными сердцами, крыльями и ногами, всякие рыбки на палочках, личинки, скорпионы, жучки, кузнечики, даже шаварма гигантских размеров.
Главное достоинство макашниц – это их доступность: они всегда находятся где-то рядом, ездят по району в поисках своих покупателей или стоят на определенном месте каждый вечер. Цены вполне приемлемы: в среднем – 100 бат (около 167 рублей – ред.)
Все на таких автоприлавках вполне съедобно, тайцы не покупают больше сырья, чем могут продать за день. Поэтому и рыба и мясо всегда свежие. К тому же то количество специй, которыми все приправляется, просто непередаваемо. Я была уверен до этой поездки, что острая пища нам хорошо знакома. А вот и нет! Мы специально бронировали дом с кухней. При такой доступности и дешевизне свежей рыбы, мяса, овощей, фруктов питаться вне дома не хотелось. Каждый день мы ездили на рыбацкие рынки и покупали свежую рыбу, креветки, кальмаров. Я, честно, даже и названия половины рыбной живности не знаю, но это просто божественно вкусно! Самая дорогая рыба тут – это тунец. Его филе продается только в крупных магазинах, по 1000 бат за кг.
Просто загорать и проводить время на пляже нам было скучно. Один раз мы через стометровую преграду камней дошли до тихого пустынного пляжа Бан Тай, где прекрасно провели время, лежа на песке, любуясь небом, пальмами. Безлюдный пляж, тишина, выброшенные морем ракушки, камни, деревяшки… Тут-то мы и подумали, что зря не взяли с собой металлоискатель…
Хотя у Самуи нет загадочной истории, как на Канарах или Карибах, поискать все же хотелось. Интернет – великая вещь! К вечеру того же дня мы уже нашли, где арендовать аппаратуру. Договорились с русскоговорящим парнем Олегом встретиться в столице острова. Аренда металлоискателя обошлась нам в 500 бат в сутки. Сразу скажу: искать здесь – дело незавидное, от высокой минерализации детектор то и дело сходит с ума, бесцельно просеивать песок сложно, но ведь важен сам процесс!
Выехали на рыбацкой лодке к соседним островам и там, после трех часов ковыряния в песке, нашли три монетки. Непальскую и индийскую рупии и местный бат! Вообще улов так себе, но ходить по частным пляжам и собирать после туристов рассыпанные по песку монеты, цепочки и кольца – совсем никуда не годится.
Если с местным батом все было просто – он был сразу узнан по профилю короля Пхумипона Адульядета, который присутствует абсолютно на всех тайских денежках (вообще тайцы своего короля просто обожают, но об этом позже), то с определением номинала индийской и непальской монет пришлось повозиться. Но опять же – Интернет!!
Возвращаясь к истории с нашей рыбалкой, которая оказалась просто покатушками на лодке, хотелось бы рассказать об одном инциденте. Тайцы говорят на английском не особенно хорошо, все больше изъясняются знаками. Поэтому в любой непонятной ситуации, особенно если дело касается денег, просите повторить или записать сказанное!
По приезде мы познакомились с семьей вьетнамцев, которая держит магазин по соседству с нашим домом. Приятные люди, которые норовят постоянно продать тебе что-нибудь ненужное. Решили спросить у них, можно ли порыбачить, есть ли где нанять лодочку со снастями. И о чудо! Лодка есть у них, и они готовы нас покатать прямо завтра, дать нам удочки и воды в дорогу. Прекрасное предложение, оказалось еще и очень недорогое: всего 800 бат. Несколько удивившись такому щедрому предложению, переспросили дважды у мамаши. И оба раза она показала нам восемь пальцев и сказала «Hundred». На том и порешили, оставили депозит 2000, договорились на 9 утра следующего дня и поехали в столицу.
На следующий день мы собрали рюкзак с металлоискателем, ластами, масками, трубками и отправились на рыбалку. Прокатались четыре часа под палящим солнцем, поковырялись в песке, позабрасывали в море удочки, довольные и усталые вернулись домой. Однако когда мы пошли забирать свой депозит, вчерашняя добрая и заботливая мамаша вдруг заявляет нам – давайте еще 6000 бат, мол, поездка на спидботе стоит 8000 бат! Вот тебе и на! Я говорю ей: «Вчера ты говорила hundred, а не thousand!» Она уперлась, и мы предложили им вызвать полицию, дабы разобраться в данной ситуации.
Они долго совещались, потом куда-то звонили, и приехала не полиция, а старшая дочь, которая, в отличие от родственников, говорит на английском очень хорошо.
Она стала рассказывать, что лодка у нее новая и стоит 1 миллион бат, что расход топлива у нее целый литр в минуту. Это сколько же бензина надо?! Однако! Мы тут же ответили, что бак у мотора «Ямаха 140 всего 24 литра, заправлялся парень только дважды – значит всего 48 литров.
Потом мы долго объясняли ей, что прекрасно понимаем разницу между словами «hundred» и «thousand», и если уж договорились на 8 hundred, то платить 8 thousand мы не собираемся.
Опять предложили вызвать полицию, и, наверное, надо было и настоять на этом, но сговорились мы на том, что компенсировали только расходы на бензин.
Дочь очень извинялась и недобро глядела на свою мать.
Отдельно хочется рассказать об Олеге. Отличный парень из Риги, живет тут уже три года. Очень просил не писать на его страничке, потому как в Таиланде очень не приветствуется, если туристами занимаются не местные. Практика бизнеса тут такова, что местные стучат друг на друга и на фарангов (не местных), поэтому никто не афиширует своих дел. Но у себя не написать не могу: Олег показал нам остров таким, каким бы мы сами его не увидели! За что ему огромное спасибо. Если вдруг кто заберется сюда — вот контакт: http://m.vk.com/id233840042
Когда зашел разговор о его жизни в Таиланде, сказал, что жить тут можно, но если ничем не заниматься, можно сойти с ума и превратиться в тайца. Олег рассказал нам о местных обычаях и подводных камнях, однако сказал: чем дольше живешь на Самуи – тем меньше знаешь о жизни.
Тайцы – мегапофигисты. Буддизм в них просто зашкаливает. Грязно вокруг – по фиг, все бывает. Есть нечего – вообще отлично! Все пройдет, всех и вся простить и все отпустить. Проезжали с Олегом мимо храма, где сидит засушенный монах, посмотрели на довольно мерзкую мумию, и вдруг подумалось – парень просто сидел себе, сидел, медитировал, а потом забил на все и засох… И он тут не один такой. Такое ощущение, что как только какой-нибудь район нужно туристически развить, то в монастырях подсушивают особо провинившихся и усаживают на всеобщее обозрение. А что? И сушеному приятно – он к полнейшей нирване двигается, и местным торговцам и хозяевам гостиниц просто отлично!
Во время поездок отметили, что везде – в самых маленьких магазинах, в машинах, на стенах домов, в банках, на пляжах – присутствует изображение короля Таиланда Пхумипона Адульядета. Это подтолкнуло узнать о нем побольше. Итак: он абсолютно всенародно любим (это не просто праздные слова), он просто обожаем простым народом и почитается полубогом. Тайцы любят своего короля за его человеколюбие и помощь народу. Король управляет страной невидимо, никогда не вмешивается в дела парламента, но если стране угрожает кровопролитие – его право вето решает все. Он разводит противоборствующие стороны и дарует стране покой и порядок.
Пхумипон Адульядет владеет патентом на создание искусственных облаков. Он разрабатывал проекты мостов и плотин, профессионально играет на саксофоне, увлекается фотографией и живописью и сконструировал свой собственный парусник. На одной из купюр изображен с фотоаппаратом Canon. Являлся разработчиком линз для фотоаппарата. Это была самая большая рекламная акция в мире, так как изображена на банкнотах валюты государства. Всем, кто смотрел прекрасный художественный фильм с Джоди Фостер «Анна и Король», сообщаю: династия Чакри с тех самых пор не прерывалась! Кстати, если у кого есть белый слон, Король тут ищет пару своему белому слону и хочет купить за любые деньги. Обращайтесь!
День рождения короля отмечается в стране как День отца. При всех разнообразных политических взглядах тайцы единогласно обожают своего короля. Только позавидовать можно: нет никаких белоленточников.
Самуи – интуитивно очень интересный остров. Тайцы могут показаться перед вами в полном неглиже, но если вдруг они поймут, что вы хоть как-то владеете языком – значит вы проникли в самые сокровенные тайны. Язык красивый – но по мне мало понятный. Эти протяжные «хаа», «ваа», «тхаа» и прочие выбивают из колеи. Если хотите ввести тайца в полный ступор, то когда будут что-то предлагать – просто скажите «май о кап», что значит – «ничего не нужно». Все! Наступает полная перезагрузка системы в голове тайца. Забавно наблюдать.
Напоследок. Летим домой. Впервые вижу аэропорт, который не работает ночью. Я не о том, что не работают кафе и магазины: он тупо закрыт на замок! Пришлось ждать у входа, хорошо, в аэропорт нас повез Олег.
Другие аэропорты суматошные, шумные, переполненные, а тут – тишь. Зарегистрировались на рейс, а потом долго ждали, пока ребята запустят-таки досмотровую машину. Ну да ладно, здесь всё так. По аэропорту толпами бродят кошки. Хорошо, хоть собак не видно. Собаки на Самуи – это отдельная тема. Они везде! Собака для тайца – это священное животное, ее нельзя привязывать. Вот и бродят они и спят везде, где хотят.
Интересный остров. На десятый день приходит четкое осознание, зачем люди сюда едут и зачем тут остаются. Именно за этой неспешной тягучей размеренностью. Тайцы меряют время не секундами, не минутами и даже не часами. Жизнь на Самуи подчинена приливам и отливам, неспешному шуму волн.
На десятый день уже не раздражает дождь и грязь. Хочется передвигаться размеренно, не торопясь и все больше по берегу по щиколотку в воде.
В последний день наконец сторговались с мамашей-вьетнамкой и купили у нее старинную латунную сковороду для жарки креветок и автомобильный номер в коллекцию. Она, как и сосед-художник, у которого мы купили две картины, десять дней приноравливалась к мысли о продаже и смирялась с большой скидкой, о которой мы ее уговаривали.
Итак, определенно я вернусь на этот остров. И определенно десяти дней тут мало. Тут хочется жить! Не в плане ПМЖ, а в плане ощущения полноты жизни. В этом и есть вся магия этого острова.

Екатерина Донцова

1. Пока что нет комментариев.